Остались вопросы

МЭА предлагает потратить $170 млрд на борьбу с выбросами метана

Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало «Глобальный трекер метана 2024». Агентство констатирует, что выбросы метана не сокращаются, и предлагает потратить на борьбу с ними $170 млрд в сценарии Net Zero.


На СОР28 в Дубае в прошлом году Ангола, Казахстан, Кения, Румыния и Туркменистан присоединились к Глобальному обязательству по метану (GMP). Присоединяясь к Обязательству, страны обязуются работать вместе, чтобы коллективно сократить к 2030 году выбросы метана как минимум на 30% ниже уровня 2020 года. Кроме того, Канада, Федеративные Штаты Микронезии, Германия, Япония и Нигерия присоединились к Европейскому Союзу и Соединенным Штатам, возглавляя GMP в качестве «чемпионов», что означает, что они обязуются поддерживать прогресс других стран и партнеров GMP, одновременно продвигая прогресс внутри страны. Азербайджан присоединился к GMP в марте 2024 года, таким образом, в настоящее время в Обязательстве участвуют 156 стран, на долю которых в 2023 году пришлось около 55% мировых выбросов метана в энергетическом секторе.


В 2023 году также были приняты или объявлены существенные новые политики и правила в отношении метана. США , Канада , Европейский Союз и Китай опубликовали план действий, посвященный контролю выбросов метана. В поддержку этих усилий был запущен ряд вспомогательных инициатив, таких как Система оповещения и реагирования на метан и Кампания спутникового мониторинга Инициативы по нефтегазовому климату.


В Дубае 52 нефтегазовые компании присоединились к «Хартии декарбонизации нефти и газа» (ODGC). Члены Хартии обещают достичь нулевых выбросов парниковых газов в результате своей деятельности не позднее 2050 года, прекратить обычное сжигание на факелах к 2030 году и достичь метаноемкости при добыче нефти и газа 0,2% к 2030 году. Компании, подписавшие OGDC, несут ответственность примерно за четверть мировых выбросов метана в нефтегазовой отрасли.


На метан, говорится в документе МЭА, приходится около 30% повышения глобальной температуры со времен промышленной революции, а быстрое и устойчивое сокращение выбросов метана является ключом к ограничению глобального потепления в краткосрочной перспективе и улучшению качества воздуха.


Концентрация метана в атмосфере на сегодня оценивается в 1,9 ppm, что в 220 раз меньше концентрации СО2 (419 ppm). Постоянно отслеживать содержание в воздухе метана стали только во второй половине 20 века, но авторы МЭА пишут, что концентрация метана в атмосфере сейчас более чем в два с половиной раза превышает доиндустриальный уровень. По другим данным, до середины XVII столетия концентрация метана в атмосфере составляла 0,07 ppm.


По расчетам, парниковый эффект метана в 25-30 раз выше парникового эффекта СО2, но метан имеет гораздо более короткое время жизни в атмосфере – около 12 лет (СО2 живет около 1000 лет). Существуют различные способы объединения факторов для оценки воздействия на глобальное потепление и выражения тонны метана в эквиваленте CO2 (CO2-экв.). Наиболее распространенным, сообщает МЭА, является потенциал глобального потепления (ПГП), хотя могут применяться и другие коэффициенты пересчета. Некоторые рассматривают воздействие метана в течение 20-летнего периода (ПГП20), при этом одна тонна метана эквивалентна 82-87 тоннам CO2. Другие рассматривают его влияние в течение 100-летнего периода (ПГП100), когда одна тонна метана эквивалентна примерно 30 тоннам CO2.


Поскольку метан выделяется не только при добыче нефти и газа, но и при естественных биологических процессах, принципиальным является соотношение между антропогенным и природным метаном. МЭА ссылается на последнюю комплексную оценку, представленную в Глобальном бюджете по метану, где предполагает, что ежегодные глобальные выбросы метана составляют около 580 Мт. Сюда входят выбросы из природных источников (около 40% от общего количества) и в результате человеческой деятельности (около 60% от общего количества).


По другим данным, соотношение между биогенным и абиогенным метаном составляет приблизительно 9:1. Кстати, в сегодняшней концентрации СО2 в атмосфере на долю антропогенного приходится всего 12%, по другим данным, в мировом балансе выделения/поглощения СО2 доля антропогенного 4%.


По оценкам МЭА, приведенном в отчете, производство и использование ископаемого топлива привело к выбросам около 120 Мт метана в 2023 году, а еще 10 Мт пришлось на биоэнергетику – в основном за счет традиционного использования биомассы.


Нефтяные операции ответственны за около 50 Мт выбросов метана, и чуть менее 30 Мт выбрасывается из цепочки поставок природного газа. Еще 1 Мт составляют утечки из конечного оборудования. На уголь приходится 40 Мт, в основном из подземных шахт (25 Мт).


МЭА приводит следующий график выбросов метана в 2023 году и его концентрации с 1990 года.


Причиной около 10% выбросов метана от нефтегазовых операций является неполное сгорание газа на факелах. По оценкам МЭА, средний глобальный КПД сжигания на факелах составляет около 92%. Сжигание газа в факелах приводит к ежегодным выбросам парниковых газов почти в 500 млн тонн CO2-экв (1,4% от глобальных выбросов 36,8 млрд тонн).


Наибольший прирост выбросов метана за последние 20 лет дал уголь.


Туркмения и Венесуэла лидируют по выбросам метана на гигаджоуль добытых углеводородов.


По оценкам МЭА, для реализации мер по сокращению выбросов метана, применяемых в отрасли ископаемого топлива в сценарии Net Zero, потребуется около $170 млрд. Сюда входят около $100 млрд в нефтегазовом секторе и $70 млрд в угольной промышленности. До 2030 года примерно $135 млрд пойдут на капитальные затраты, а $35 млрд — на операционные расходы.


Компании, занимающиеся добычей ископаемого топлива, должны нести основную ответственность за финансирование мер по снижению выбросов, пишут МЭА, учитывая, что сумма необходимых расходов составляет менее 5% дохода, полученного отраслью в 2023 году. На сегодняшний день, по оценкам агентства, внешние источники финансирования, направленные на сокращение выбросов метана в отрасли ископаемого топлива, составляют менее $1 млрд.


Всего же финансирование борьбы с выбросами метана достигло $14 млрд в 2021/22 гг., что на 18% больше, чем в 2019/20 году. Финансирование было сосредоточено в основном на сокращении выбросов сельского хозяйства, землепользования и отходов.


Отдельная проблема − учет выбросов метана. В 2023 году аналитическая фирма Kayrros выпустила инструмент, основанный на спутниковых изображениях, который ежедневно количественно определяет крупные выбросы метана и интенсивность выбросов метана в нефти и газе на уровне страны.


GHGSat , еще одна технологическая компания, увеличила свою группировку спутников на орбите до 12 и начала предлагать целевой мониторинг морских выбросов метана.


Одновременно Система оповещения и реагирования на метан (Methane Alert and Response System, MARS) Программы ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme, UNEP) увеличила использование спутников для обнаружения о крупных событиях, связанных с выбросами метана.


Несмотря на этот прогресс, в большинстве частей мира для отчетности о выбросах используются мало или вообще не используются данные, основанные на измерениях, что является проблемой, поскольку измеренные выбросы, как правило, превышают зарегистрированные выбросы. Например, если бы компании, которые сообщают о выбросах в рамках Партнерства по нефтегазовому метану 2.0 UNEP’s (Oil & Gas Methane Partnership 2.0), были бы полностью репрезентативными для отрасли во всем мире, это означало бы, что глобальные выбросы метана из нефти и газа в 2023 году составили около 5 млн тонн, что на 95% ниже, чем оценка МЭА.


Общие уровни выбросов метана при добыче нефти и газа, сообщенные странами Рамочной конвенции ООН об изменении климата, например, близки к 40 Мт, что примерно на 50% ниже оценки агентства на 2023 год.


***

Комментарий ИРТТЭК. На СОР28 в Дубае выбросы метана стали едва ли не центральным пунктом давления организаторов на участников мероприятия. Видимо, все возможные способы давления в сфере СО2 уже выбраны, а метан остается «непаханой целиной». Колоссальные расхождения по измерениям выбросов и оценкам влияния метана на парниковый эффект вряд ли помешают очевидным планам по созданию системы торговли метановыми сертификатами по образу проталкиваемой сейчас торговли углеродными сертификатами. Российское правительство с удовольствием участвует в этом театре абсурда.



 

Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК




16.04.2024



Все материалы рубрики «Нефть и Газ»

 

 

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости